Рубрика "Жизнь замечательных людей"

Главный фактор успеха - своевременность

Александра Мазина смело можно назвать "человеком, который сам себя сделал". Он начинал как поэт и драматург, писал традиционную фэнтези ("Потрясатель тверди", "Спящий дракон") и мистические триллеры ("Инквизитор", "Слепой Орфей"), но подлинную популярность обрел после выхода романа "Варяг", рассказывающего историю нашего современника, неведомым образом попавшего в далекое прошлое и нашедшего там свою судьбу. Однако недавно писатель изменил жанру, принесшему ему коммерческий успех, обратившись к городской фэнтези, выпустив в соавторстве с Анной Гуровой роман "Малышка и Карлссон" и открыв - уже в качестве редактора, - серию молодежной фантастики "Этот мир - наш".

Александр, как изменились вопросы читателей после выхода "Малышки и Карлссона"? Ведь эта книга достаточно сильно отличается от того, что вы писали раньше.

 Скажем так: большинство моих читателей эту книгу одобрили. Правда, по крайней мере половина тех, кто покупает мои исторические серии, фантастику не читает, следовательно, "Малышку и Карлссона" брать не станет. Честно говоря, я ожидал, что нашу с Анной Гуровой книгу будут покупать "не мои" читатели. Увы, молодежь, читатели "нефантастики" ее, скажем так, проигнорировали. Возможно, дело в оформлении. Возможно - в моем имидже "мужского" автора. Хотя эту книгу мы писали вдвоем и ее читатель (ожидаемый, разумеется) в среднем лет на десять моложе, чем читатель "Варяга". В одном я уверен: у "Малышки..." большое будущее. Потому что таких книг сейчас никто не пишет. Кроме авторов моей "молодежной" серии. Пока не пишут. Через пару лет - будут. Так было с "исторической авантюрой", так будет и с авантюрой "тинэйджерской".

 В "жанровой" литературе вы начинали с достаточно традиционной авантюрно-приключенческой фантастики, затем, в цикле "Инквизитор", обратились к непростому жанру мистического боевика, потом в "Варяге" отдали должное историко-приключенческой литературе... Чем вы объясняете такую свою творческую эволюцию? Как вообще нащупали эту тему - историко-приключенческую, я имею в виду?

 Мне интересна история. Давно. С детства. Даже когда я писал фэнтези, я активно использовал исторические, мифологические, этнографические материалы. Впрочем, всякая серьезная фэнтези требует знания соответствующих исторических "правил": от техники работы с оружием до схемы средневековой интриги. Идея написать авантюрный историко-приключенческий роман появилась у меня лет шесть назад. Современный герой в историческом прошлом - это ведь не моя придумка. Но написать серьезный по сути исторический роман в формате "боевой фантастики", современным языком, с современным героем - вот это надо было прочувствовать и понять. Сначала - для себя, потом - для других. Собственно, это и есть формат исторической серии, который я выработал и для себя и для авторов, с которыми работал и работаю. Ну, была, конечно, еще и сверхзадача, даже две: показать более-менее точную историческую картину, и вывести настоящего героя, реального, не картонного. Я рад, что получилось. Не только потому, что эта серия принесла мне определенную известность, но и потому что сейчас на книжных лотках появилась настоящая историческая беллетристика, с элементом фантастики или без, не важно. А еще пять лет назад ее не было.

 До некоторых пор ваши книги пользовались определенной популярностью, но только после выхода "Варяга" с продолжениями в серии "Мужской клуб" о "феномене Александра Мазина" заговорили всерьез. Не обидно, что тема романа для большинства читателей оказалась важнее уровня исполнения?

Первое: между выходом "Варяга" и его популярностью прошло полгода. За это время читатель "распробовал" книгу, и она ему понравилась. И понравилась, кстати, не только из-за темы, но и из-за стиля. Писать так - все равно, что бежать по канату. С виду - легкая разболтанная походочка, а фактически - точная выверенность каждого движения. Без "уровня исполнения", я уверен, не было бы никакого успеха, ведь в то время вся моя историческая серия, по сути, была междужанровой. У нас такие книги не покупают. Наш читатель любит определенность.

 Да, кстати, какие свои произведения вы сами считаете наиболее удачными?

 Я пристрастен. Новая тема, новый жанр мне всегда кажется более интересным, чем то, что написано десять лет назад. Зато я могу совершенно определенно сказать, какая книга моя любимая. Это "Слепой Орфей". Но назвать его "удачным" я не могу. Не то слово.

 Как получилось, что вы стали не только ведущим автором, но и редактором нескольких популярных книжных серий?

 В силу необходимости. Когда два последовательно нанятых Крыловым редактора практически загубили мой проект, пришлось взяться самому. И очень вовремя. Еще чуть-чуть - и не было бы ни "исторической авантюры", ни "Мужского клуба". "Варяг" бы конечно вышел, но существенно позже (контракт-то подписан), в другом издательстве, и не факт, что дошел бы до читателя. Тут Крылов, конечно, молодец. Буквально впихивал торговцам книги: лишь бы взяли и положили на лотки. Потому что, опять-таки повторяю: в то время это была междужанровая литература. Хотя формально - привязанная к жанру фантастики.

 Чем заниматься интереснее - собственно написанием книг или работой с другими авторами?

 Безусловно, книги писать намного интереснее. Воспитание авторов - дело трудное, неблагодарное и убыточное с точки зрения времени и денег. Вот поэтому такой работой никто из настоящих писателей-профессионалов всерьез не занимается.

По какому принципу вы отбираете авторов, с которыми будете работать дальше?

 Дарование, работоспособность, упорство, умение и желание учиться. Для более опытных - желание писать интересно, честно и достоверно. Желательно, чтобы автор больше ничем не занимался и вкладывался в литературную работу полностью. При наличии перечисленных качеств я гарантирую автору, что через три года его имя станет достаточно известным. Понятно, что из сотни кандидатов в работу я беру одного, а из десяти взятых до финиша доходят двое-трое. Причем из этих троих, скорее всего, только один действительно станет настоящим писателем. Остальные удовольствуются славой или деньгами.

 Вы любите открывать новые ниши, не замеченные нашими писателями и издателями. Ну, с "Мужским клубом" более-менее понятно. А в чем принципиальная новизна "Малышки и Карлссона" и - шире - всей серии "Этот мир - наш"?

Издатели, особенно это касается крупных издательств, не очень склонны к экспериментам. Им предпочтительнее присоединиться к уже проверенным, раскрученным темам и брендам. "Подкоды-да-винчи" делать надежнее, чем что-то новое. С другой стороны, одной из причин, по которым мы расстались с Крыловым, было его нежелание работать с тинэйджерской серией. Он предпочел "женский клуб" - и ошибся. Но был в своем праве. Это его издательство. Он рискнул и вложился в проект, и теперь он волен тратить деньги, заработанные на сформированных мной сериях, как считает нужным. Но, возвращаясь к вашему, Василий, вопросу. Принципиальной новизны в моей молодежной серии и в "Малышке и Карлссоне" в частности - нет. Просто сейчас практически нет качественной, интересной, позитивной литературы о молодежи и для молодежи. В том числе в таком традиционно "молодом" жанре, как фантастика. Даже Лукьяненко, у которого традиционно действовали герои-подростки, сейчас заметно "повзрослел". Жанр молодежного приключенческого романа - не новый. Новизна только в самом формате. В том, что герои, так же, как и читатели, живут в двадцать первом веке. В этом - новизна. В том, что это - фантастика нового поколения.

Остались ли на рынке "жанровой" литературы неохваченные ниши? Надеюсь, это не является коммерческой тайной.

 С ходу могу назвать: поэзия. Сейчас этот жанр отдан на откуп популистам, графоманам и престидижитаторам. Разбитая на мелкие тусовки, работающая сама на себя и исключительно за счет спонсоров и самих авторов. Средний возраст нынешнего "известного" поэта - около пятидесяти лет. А прекраснейшая и самая юная из сфер литературы, для массового читателя практически умерла. Но тот, кто возьмется за то, чтобы вернуть поэзию людям, не только сделает социально важное дело, но и заработает неплохие деньги. Ведь что такое коммерческая литература? Это та литература, которая нужна людям. А некоммерческая - та, которая им не нужна. А истории о гениях, не понятых современниками, - это не из нашей эпохи. Как сказал в свое время Б.Н.Стругацкий: любая стоящая книга рано или поздно найдет своего издателя. К этому можно добавить: если есть подходящая серия. И отсюда - самый простой рецепт поиска новых жанровых "ниш". Берешь стоящую книгу, которая никак не найдет своего издателя, подбираешь еще полдюжины похожих - и полдела сделано. Вторая половина дела - убедить кого-нибудь из издателей рискнуть.

 Чего нам ждать в ближайшее время - и от Мазина-писателя, и от Мазина-редактора?

 От писателя - "Малышка и Карлссон-2". Думаю, в декабре она уйдет в типографию. Попозже - продолжение историко-приключенческого романа "Князь". Но это еще не скоро, не раньше осени. От редактора - пока всё старое. Сейчас у меня, выражаясь военным языком, этап закрепления на завоеванном плацдарме. Дальнейшее наступление - это следующий этап. И выбирать сейчас наиболее перспективное направление - рано, поскольку один из главных факторов успеха наступления - своевременность.

Вопросы задавал Василий ВЛАДИМИРСКИЙ

 

 

 

о газете | гостевая | написать нам| "Просто фантастика "на Самиздате | "Просто фантастика " в ЖЖ | Купить свежий номер | ©Юк 2006

Найти: на
Hosted by uCoz