Рубрика «Критика»

Чернильное сердце

Функе К. Чернильное сердце. М: Росмэн, 2005.

Двенадцатилетняя Мэгги совсем не помнит свою мать, но не чувствует себя обездоленной: ее отец, переплетчик Мортимер, которого все называют «Мо», создал для своей девочки целый мир, полный любви, фантазии и приключений. Мо обожает книги и научил Мэгги ценить красоту печатного слова. Казалось, не может быть на свете людей ближе, чем эти отец и дочь, но однажды в их дом приходит странный незнакомец, и после его визита Мэгги начинает понимать, что на самом деле очень мало знает о тайной жизни своего отца, что он скрывает от нее все по-настоящему важное – в том числе обстоятельства гибели мамы и какую-то книгу, за которой охотятся жутковатые личности. Мо увозит Мэгги в дом ее тети Элинор и вскоре после этого его похищают на глазах у дочери. Элинор удается спасти ту самую книгу, из-за которой, по мнению Мэгги, их и преследовали злодеи. И девочка решает отнести книгу главарю преступников, загадочному Коприкорну, чтобы обменять на Мо. Она не догадывается, что Коприкорн – не человек, а персонаж, сошедший со страниц романа. Мо обладает страшным даром: когда он читает вслух, персонажи оживают и материализуются в нашем мире, а на их месте в книге оказывается кто-то из слушателей, — так исчезла мама Мэгги. Теперь Коприкорн пытается шантажировать Мо жизнью дочери, чтобы с его помощью наводнить мир книжными злодеями и добиться абсолютной власти.

"Пробуй на язык каждое слово, Мегги, - зазвучал в ее памяти голос Мо, - пусть оно тает у тебя во рту. Чувствуешь краски? Ветер и ночь? Страх и радость? И любовь? Почувствуй их, Мегги, и все оживет".

"Чернильное сердце" — первая книга в серии «Чернильная трилогия», великолепный образец всевозрастного фэнтези, признанный мировой бестселлер. Но это не только история о волшебстве и приключениях, о благородстве и самопожертвовании. И даже не об ответственности автора за придуманных им персонажей, которые иной раз получаются более реальными, чем живые люди, и способны глубоко влиять читателей и их мировосприятие. Прежде всего это книга о любви к книгам. И именно эта сторона творчества Корнелии Функе безошибочно покорит сердца всех заядлых книгочеев.

«В книгах встречаю я мертвых живыми, в книгах вижу я грядущие времена. Со временем все портится и проходит; все славное было бы предано забвению, когда бы Господь не дал в помощь смертным книги», — так писал английский епископ де Бери, автор трактата «Филобиблион» ("Любокнижие"), живший в 14-м веке, и это высказывание Корнелия Функе взяла в качестве эпиграфа к одной из глав «Чернильного сердца». Вообще же ее книга буквально нашпигована всевозможными цитатами на тему книг и чтения. Кажется, писательница собрала их все, и еще сочинила множество новых. Например, об отношении своей героини Мэгги к книгам она говорит удивительно поэтично: «Книги были для нее домом в чужом месте, внутренним голосом, друзьями, с которыми не поссоришься, умными, сильными, смелыми, прошедшими огонь, воду и медные трубы». После прочтения «Чернильного сердца» невозможно относиться к книгам, как к части обыденности: невольно проникаешься уважением и очарованием их волшебства.

Немецкая писательница Корнелия Функе родилась в 1958 году в городе Дорстен, в Вестфалии. Пожалуй, ее путь в литературу – один из самых необычных.

Сначала Корнелия была социальным работником и занималась проблемами детей-инвалидов. Именно тогда она по-настоящему осознала ценность историй, помогавших ее подопечным отвлечься от печальной действительности и унестись воображением в волшебные миры, где они могли бы переживать самые захватывающие приключения, которых в реальности лишены из-за болезни.

Корнелия всегда великолепно рисовала: это явно наследственное – ее дедушка был известнейшим гравером. После окончания аспирантуры по специальности «Книжная иллюстрация» в Гамбургском государственном Колледже Дизайна она работала как проектировщик настольных игр и оформитель детских книг. Ей не всегда нравились тексты, которые приходилось иллюстрировать, и в утешение Корнелия создавала собственных персонажей: сначала рисовала их, потом принялась сочинять и записывать их истории. В одном из интервью она говорила: «… не нужно зацикливаться на желании сделать карьеру. Потому что тот, кто слишком сильно этого жаждет, фокусируется лишь на понятии "карьера", не осознавая своего призвания. Нужно отдаваться своей профессии целиком и полностью. Для меня профессиональное признание никогда не являлось самоцелью. И даже если сегодня я была бы абсолютно неизвестным автором, я бы все равно продолжала сидеть за столом и писать. И я думаю, такое отношение к занятию всей жизни очень важно…»

И вот на сегодняшний день она является популярнейшим в мире немецким автором, пишущим для детей. Библиографический список ее произведений насчитывает более 40 позиций. Причем взрослые читают ее книги с не меньшим интересом – по этому параметру ее правомерно сравнивают с такими авторами, как Джоанна Ролинг и Филипп Пулман. Три из четырех последних ее романов в настоящий момент экранизируются: «Король воров», «Чернильное сердце» и «Драконьи всадники».

Корнелия Функе говорит, что пишет прежде всего для тех детей, которые слабы здоровьем и потому живут в мире книг. Но, сочиняя очередную историю, она думает также и о тех, кто вовсе не любит читать, и пытается представить себе – заинтересует ли ее новая книга нечитающего ребенка?

К написанию каждого нового романа Корнелия готовится очень долго, кропотливо изучает все необходимые материалы: например, перед тем как написать свой последний роман, «Чернильное сердце», она собирала сведения о продавцах книг, библиофилах, книжных ворах, а также о наемных убийцах, пожирателях огня и… куницах.

Следующим этапом является создание и описание характеров и мест действия, проработка сюжетных линий первых 20 глав. Тогда и только тогда — приблизительно после шести месяцев подготовки — она пишет первое предложение. Собственно написание романа занимает приблизительно год.

Корнелия Функе всегда сама иллюстрирует свои книги: рисует пером.

Она говорит, что так легче писать – когда нарисуешь портреты персонажей и основные сцены. Тогда они как будто воплощаются, и остается только зафиксировать события их жизни.

"Ты только взгляни, Мегги! - прошептал он, показывая ей листок. - Ну разве я не художник? Разве есть на свете что-нибудь прекраснее букв? Волшебные знаки, голоса умерших, строительные камни чудесных миров... И более того: знаки-утешители, избавители от одиночества. Хранители тайн, провозвестники истины..."

Для самой Корнели Функе любимые книги – «Властелин колец», «Хроники Нарнии» и «Питер Пэн», — она часто перечитывает их, и поклонники писательницы считают символичным, что за экранизацию «Чернильного сердца» взялась компания « New Line Cinema », выпустившая фильм по книге Толкина. А вообще у Корнелии огромная библиотека – почти такая же, как у Элинор, героини «Чернильного сердца». Только, в отличие от Элинор, Корнелия счастлива замужем и является матерью двоих детей – четырнадцатилетней Анны и девятилетнего Бена, которые неизменно первыми читают и оценивают ее книги. К тому же в доме писательницы всегда обитает множество животных: на настоящий момент это две лошади, собака Луни и очень застенчивая гвинейская свинка. Своей любовью к братьям нашим меньшим Функе награждает всех положительных персонажей.

Издательство Scholastic выпустило «Чернильное сердце» в сентябре 2004 года. Одновременно книга вышла на немецком и английском языке и тут же стала бестселлером в Германии, Англии, США. Книга имела большой успех среди детей и продержалась 19 недель в списке детских бестселлеров New York Times .

В Америке уже появилась вторая книга трилогии, которая называется «Чернильная кровь».

 

назад

о газете | гостевая | написать нам| "Просто фантастика "на Самиздате | "Просто фантастика " в ЖЖ | Купить свежий номер | ©Юк 2006

Найти: на
Hosted by uCoz