Рубрика «Школа писательского мастерства»

Еще дюжина ножей в спину начинающему

Сегодня мы публикуем статью-ответ на материал Юрия Максимова «Как не надо писать фантастику», который как раз в прошлом номере закончили печатать. Ее автор – Алексей Яковлевич Корепанов, главный редактор журнала «Порог», принимающего к публикации рассказы молодых авторов. Пользуясь случаем, сообщаем координаты этого журнала.

Адрес журнала: 25006, Украина, г. Кировоград, а/я 5-50. Редакция журнала "Порог". Телефон редакции: (0522) 24-58-76.

Тексты фантастических и мистических рассказов и повестей редакцией принимаются ТОЛЬКО в ЭЛЕКТРОHHОМ виде на E-MAIL: porog-anturage@yandex.ru (Корепанову А.Я.).

От одного автора принимается к рассмотрению только ОДHО произведение.

Журнал безгонорарный. Авторский экземпляр ЗАРУБЕЖHЫМ авторам высылается за счет автора. Авторские экземпляры редактор держит у себя в течение одного месяца со дня направления уведомления автору, а затем, если автор не отозвался, пускает в продажу - спрос велик.

Подписной индекс журнала "Порог" - 30158. Подписка на журнал принимается во всех почтовых отделениях Украины. Граждане, проживающие вне территории Украины и желающие читать журнал "Порог", могут направлять заявки по адресу редакции (для любого ответа по почте приложить чистый конверт со своим обратным адресом) или по e-mail: porog-anturage@yandex.ru

Hекоторые предыдущие номера журнала "Порог" можно приобрести в редакции по адресу: Украина, г. Кировоград, ул. Тимирязева, 83, рекламное агентство "Антураж А".

Также напоминаем, что с интересом ждём от всех наших читателей отзывов на опубликованные нами статьи, размышлений на поднятые вопросы, продолжения предложенных дискуссий.

В прошлом году, несказанно утомившись от обилия серых текстов, приходящих в журнал "Порог", я принялся составлять этакий реестр. То бишь перечень тем, идей, сюжетов, которые не годятся для публикации в силу их безнадежной затертости. Такой перечень я намеревался рассылать тем авторам, чьи тексты, на мой взгляд, не стоит выставлять на всеобщее обозрение. Пространно отвечать каждому автору для меня занятие нелегкое - ежемесячно в "Порог" поступает от ста до двухсот текстов. А бывает и больше.

И какой же радостью стала для меня публикация в блоке "Просто фантастика" статьи Ю. Максимова "Как не надо писать фантастику". Спасибо Юрию! Теперь я просто отсылаю авторов неудачных текстов к этой статье.

Проанализировав за год около 600 фантастических рассказов, Ю. Максимов выделил 16 видов штампов. Мне за четырнадцать лет редакторской работы в "Пороге" довелось столкнуться с несколько большим их количеством - поэтому хотелось бы внести некоторые дополнения к перечню Ю. Максимова (почти все его позиции совпадают с моим "реестром", кроме "китайского нашествия" и "рассказа на конкурс" - я таких текстов не получал). Дополнения привожу в произвольном порядке, а не в процентном отношении к общему количеству текстов.

1. Разнообразные и, в то же время, похожие друг на друга перепевы мира Профессора: орки, эльфы, гномы, их нелегкий быт, военные столкновения и проч. Всех персонажей без нанесения какого-либо ущерба тексту (впрочем, ущербному априори) можно заменить на русских, американцев и китайцев или же на землян, марсиан и таукитян.

2. Всевозможные "звездные войны", где любое событие можно заменить эпизодом из "обычной" земной войны. Вообще любые истории, где "звездный" антураж, опять же, без нанесения ущерба тексту, легко подменить "земным". Например, поломку гиперпространственного звездолета - поломкой рейсового автобуса "Киев - Бердичев".

3. "Страшилки", написанные именно с целью "постращать". "Черный-черный дом, черный-черный гроб...". При чтении подобных текстов мне живо вспоминается детство: такие истории мы рассказывали друг другу в пионерском лагере, в палате, после отбоя. На бумаге/экране монитора эти "страшилки" выглядят нелепо - хотя одно время их публиковал тернопольский журнал "Клас!".

4. Всякие истории с персонажами, работающими/играющими на компьютерах, с подробным описанием манипуляций (включил компьютер, щелкнул мышью, зашел в почту etc ) и обильным использованием специфических терминов, непонятных «чайникам». Это все равно что в художественном произведении расписывать процесс подготовки автомобиля к поездке (вставил ключ, нажал на газ etc ) или приготовления яичницы (взял спички, поставил сковородку, разбил яйцо...). Кстати, большинство персонажей, созданных авторами мужского пола, начинают утро именно с яичницы. И с кофе (иногда - с пива; и пьянеют чаще всего именно от пива, а не от водки. Это практически постоянная деталь "студенческой фантастики" - так я ее для себя называю).

5. "Женская фантастика" о похождениях магинь/колдуний - гордых одиночек, изгнанных из колдовских орденов, циничных, храбрых, умелых, презирающих мужчин и... на редкость одноликих.

6. Сюжеты с разными таинственными/волшебными книгами, в которых предсказывается судьба героя повествования.

7. Вполне обычные, "бытовые" истории с элементами фантастики. А любит В, а В любит С. А добывает отворотное/приворотное зелье и добивается любви В. Истории происходят в наши дни, в обычном населенном пункте, и участвуют в них обычные люди, чаще всего - "альтэр эго" автора.

8. Разумные космические корабли, поднимающие бунт против собственного экипажа. Таких историй попадалось мне не очень много, но с десяток наберется - а это уже тенденция.

9. Разнообразные натуралистические истории с обилием пролитой крови и выпущенных кишок, написанные ради самой этой крови и кишок.

10. Повествования о телепатах, ясновидящих и прочих уникумах, если автор не ставит перед собой никакой иной цели кроме как рассказать, что есть, мол, на свете такие люди.

11. Истории типа "хрустальный башмачок" (хотя хрустальный башмачок - это ошибка переводчика; на самом деле он меховой). Называю эти истории по песне советских времен "Хоть поверьте, хоть проверьте..." в исполнении Людмилы Сенчиной. Героине песни приснилось, что принц забрал ее на бал и она, танцуя, потеряла там башмачок - а проснувшись, обнаружила на своем окне два хрустальных башмачка. То есть сон каким-то образом оказывается явью. Прием-то, может, и неплох, но затаскан-перетаскан еще до времен исторического материализма...

12. Тексты из серии "Ну и что?". О таких текстах Б. Стругацкий как-то сказал: "Какое отношение они имеют ко мне, читателю?". То есть произведения, остающиеся кантовской "вещью в себе", цель создания которых, возможно, и понятна автору, но совершенно непонятна читателю.

Вот, пожалуй, и все. Пока - все...

Итого, вместе с позициями Ю. Максимова, получается уже 28 пунктов*. "А о чем же писать?" - спросит кто-нибудь из молодых.

Отвечу: количество тем, идей практически бесконечно. Даже если вычесть из бесконечности 28 пунктов, она все равно останется бесконечностью. (И на всякий случай приведу совет того же Б. Стругацкого: "Если можешь не писать - не пиши").

И еще: любые советы в какой-то мере условны. Их стоит выслушивать, но вовсе не обязательно неукоснительно им следовать. Автору можно не обращать внимания на все эти пункты, если, даже оставаясь в рамках этих пунктов, он сумеет рассказать историю так, как до него не рассказывал еще никто. Так что дерзайте, господа!

Алексей КОРЕПАНОВ, редактор журнала "Порог" (Кировоград, Украина).

* Редакция «Просто фантастики» хотела бы в свою очередь добавить ещё один пункт исходя из личного опыта. Нам чаще всего приходят рассказы о встречах с инопланетянами/сверхъестественными существами, которым удаётся изменить жизнь героя или, напротив, которым герой помогает выбраться из сложной ситуации. К сожалению, иного смысла, кроме наличия этого инопланетянина, такие рассказы обычно не несут, и потому вероятность их опубликования в нашей газете стремится к нулю.

 

назад

 

о газете | гостевая | написать нам| "Просто фантастика "на Самиздате | "Просто фантастика " в ЖЖ | Купить свежий номер | ©Юк 2006

Найти: на
Hosted by uCoz