Рубрика "Словарик начинающего автора"

Последней составной частью сюжета (в отличие, к примеру, от эпилога) является развязка.

Согласно Аристотелю, развязка начинается с переворота в судьбе героя и завершается его победой или поражением. Однако в современной литературе развязкой принято считать заключительную часть всякого литературного произведения, содержащую разрешение сюжета и судьбы действующих лиц. Развязка восстанавливает равновесие в авторском мире благодаря победе одной из сил, показанных в действии. Она приносит либо достижение цели героем (победу), либо его крушение, т. е. победу сил противоположных (катастрофу). В юмористических произведениях под развязкой понимают улаживание комического противостояния; в трагических – рассмотрение того, к чему привела кульминация произведения и гибель героев.

Как правило, серьёзная литература настаивает на логичности и естественности развязки, на том, что она должна быть обоснована всем ходом произведения, характером персонажей и логикой происходящего. Однако по воле автора развязка может быть и внезапной, неожиданной, совершенно механистически прерывающей развитие действия. В связи с этим возник термин Deus ex machina («Бог из машины»), обозначающий появление абсолютно не обоснованной фабулой произведения, возникающей внезапно силы, влияющей на судьбу героя. В последнее время параллельно с Deus ex machina используется ненаучный, но очень ёмкий термин «рояль в кустах», обозначающий практически то же самое. «Богом из машины» либо «роялем в кустах» может быть, к примеру, ни с того ни с сего заявившийся «на огонёк» в финале произведения флот космических пришельцев (рота эльфийских лучников, возрождённый Гэндальф, укравшие артефакт воришки и пр.). Иногда в роли рояля выступают силы природы (землетрясение, завалившее проход в горах; солнечная буря, помешавшая врагам догнать героев и пр.). Мы бы советовали избегать подобных концовок, так как они свидетельствуют о неумении автора выстроить логичный сюжет с оправданной концовкой.

Иногда развязка может стоять и в начале произведения. В этом случае автор сначала описывает сложившуюся ситуацию, а затем повествует, что же к ней привело. В этом случае автору нужно быть особенно осторожным, поскольку читатель уже знает, что произошло, и ему нужно интересно рассказать, каким образом всё произошло так, а не иначе. В такой ситуации Deus ex machina недопустимо в принципе.

Рубрика "Словарик начинающего автора"

Последней составной частью сюжета (в отличие, к примеру, от эпилога) является развязка.

Согласно Аристотелю, развязка начинается с переворота в судьбе героя и завершается его победой или поражением. Однако в современной литературе развязкой принято считать заключительную часть всякого литературного произведения, содержащую разрешение сюжета и судьбы действующих лиц. Развязка восстанавливает равновесие в авторском мире благодаря победе одной из сил, показанных в действии. Она приносит либо достижение цели героем (победу), либо его крушение, т. е. победу сил противоположных (катастрофу). В юмористических произведениях под развязкой понимают улаживание комического противостояния; в трагических – рассмотрение того, к чему привела кульминация произведения и гибель героев.

Как правило, серьёзная литература настаивает на логичности и естественности развязки, на том, что она должна быть обоснована всем ходом произведения, характером персонажей и логикой происходящего. Однако по воле автора развязка может быть и внезапной, неожиданной, совершенно механистически прерывающей развитие действия. В связи с этим возник термин Deus ex machina («Бог из машины»), обозначающий появление абсолютно не обоснованной фабулой произведения, возникающей внезапно силы, влияющей на судьбу героя. В последнее время параллельно с Deus ex machina используется ненаучный, но очень ёмкий термин «рояль в кустах», обозначающий практически то же самое. «Богом из машины» либо «роялем в кустах» может быть, к примеру, ни с того ни с сего заявившийся «на огонёк» в финале произведения флот космических пришельцев (рота эльфийских лучников, возрождённый Гэндальф, укравшие артефакт воришки и пр.). Иногда в роли рояля выступают силы природы (землетрясение, завалившее проход в горах; солнечная буря, помешавшая врагам догнать героев и пр.). Мы бы советовали избегать подобных концовок, так как они свидетельствуют о неумении автора выстроить логичный сюжет с оправданной концовкой.

Иногда развязка может стоять и в начале произведения. В этом случае автор сначала описывает сложившуюся ситуацию, а затем повествует, что же к ней привело. В этом случае автору нужно быть особенно осторожным, поскольку читатель уже знает, что произошло, и ему нужно интересно рассказать, каким образом всё произошло так, а не иначе. В такой ситуации Deus ex machina недопустимо в принципе.

 

назад

 

о газете | гостевая | написать нам| "Просто фантастика "на Самиздате | "Просто фантастика " в ЖЖ | Купить свежий номер | ©Юк 2006

Найти: на
Hosted by uCoz