Рубрика "Игромания"

Время волшебных миров.

Живые игры: тайна происхождения

Живые ролевые игры ( Live Active Roleplay Games ) как отдельный жанр появились сравнительно недавно. Они являются близкими родственниками военных, социальных и психологических тренингов, которые позволяли моделировать различные версии человеческих взаимоотношений - от войны до домашних споров.

Стратегические игры (театр военных действий), пример которых можно видеть в наших фильмах "В зоне особого внимания" и "Ответный ход", были придуманы в незапамятные времена для отработки различных тактических ходов и решения сложных боевых задач. Из игр военно-стратегических постепенно "выкристаллизовалось" реконструкторское движение: здесь играют не просто в войну, но во вполне конкретные исторические баталии - от древнегреческих до знаменитых битв ХХ века. Тщательное внимание уделяется достоверности вооружения и обмундирования, воссозданию точного исторического облика воина. Как приятное (но не обязательное) дополнение к реконструкторской битве появилось "гражданское население" в костюмах той же эпохи. Обычно эти роли доставались женам, подругам и детям игроков-реконструкторов. Однако сейчас "фоновая" деятельность игроков отнимает едва ли не больше времени, чем подготовка и ведение грандиозных сражений.

Особое место среди исторических игровых клубов занимает международное объединение под названием «Общество Креативного Анахронизма» ( The Society for Creative Anachronism , Inc .), известное с 1968 года. Это сообщество ставит перед собой задачу изучения европейского средневековья (исторический период до 17 века) с помощью постоянного игрового погружения в атмосферу прошлого. Пространством игры является весь мир, разделенный на Королевства и Неисследованные Земли. SCA выбирает Королей и Королев этих виртуальных государств из числа победителей турниров. Принцы, бароны, графы и другие вассалы «правят» частью королевства и подчиняются своему сюзерену. SCA спонсирует исторические праздники, конвенты, балы и спектакли, выпускает историческую и околоисторическую литературу, проводит студенческие семинары по медиевистике. Ежегодно проходят фестивали-турниры общества, собирающие более полутора тысяч участников - в эти дни одна из калифорнийских долин превращается в средневековый военный лагерь. Деятельность Общества оказала сильное влияние на творчество многих американских и английских фантастов, некоторые из которых стали почетными членами SCA .

   Второе историческо-игровое движение, которое стало предметом национальной гордости многих мелких городов Европы и Латинской Америки - традиционные праздники-карнавалы, во время которых горожане облачаются в старинные костюмы и играют сцены из средневековой жизни. В эти дни вспоминают древние ремесла, прямо на глазах изумленных туристов выпекая хлебцы в самодельных печах, "обувая" коней свежесогнутыми подковами, сочиняя любовные или деловые послания за несколько медяков, набивая на ткани яркие узоры или даже выдергивая желающим зубы с помощью здоровенных щипцов. Но главной частью карнавалов являются, конечно, танцы и музыка.

   Наконец, на стыке карнавальных реконструкций и психологических упражнений зародились игры литературные. Их целью стало воссоздание мира не исторического, а придуманного кем-то из писателей. Как дети играют в любимых книжных и кино-героев, так и взрослые не упускают возможности почувствовать себя Ланселотом или Тристаном, капитаном "Энтерпрайза" или жителем "Вавилона-5". Домашние и клубные литературные театры в Европе давно стали доброй традицией, но теперь представления все чаще перерастали в новый жанр - хэппенинг (импровизации на заданную тему, в которые включены все присутствующие). Такие группы получили название "Интерактивная Литература", и игры, которые разыгрывались в доме, стали называть "кабинетными".

С середины 80-х годов в полевых и кабинетных играх начинают появляться сценарии в жанре «фэнтези», что сразу превращает их из элитарного мероприятия в общедоступное. Уже не требуется строгое историческое соответствие прототипу, постоянное глубокое изучение материала. Более того, сценарные игры-фэнтези являются эквивалентом активного семейного отдыха – организаторы арендуют небольшие старые замки, особняки или строят псевдо-историческую крепость, в которой имеются все необходимые удобства (в том числе и костюмерная, гримерная, оружейная). Сценарии планируются таким образом, чтобы участники могли выбрать либо спокойные посиделки в средневековом антураже, либо активные действия на свежем воздухе.

Эти прародители полевых ролевых игр дали основу двум основным европейским стилям: Живой Бой и Театралка. В Живом Бою все действия максимально реалистичны: чтобы победить чудище, нужно и в самом деле его одолеть с помощью оружия или волшебства (которое также моделируется пиротехникой и другими техническими средствами); чтобы поесть, нужно заработать на еду - и так далее. В Театралке игра более условна - например, "заговоренным" мечом монстра достаточно коснуться, чтобы он сгинул, а магия моделируется стихами и песнями; устав, можно вернуться в теплый дом-гостиницу, отдохнуть и перекусить, сменить костюм, роль и вернуться в игру.

Для корпоративных развлечений психологи изобрели «интригу» - нечто среднее между домашней театральной постановкой и мозговым штурмом. Участники получают роли послов, делегатов, корреспондентов или королевских шпионов и решают за столом переговоров какую-нибудь хитрую проблему. Например, как разделить планету между четырьмя государствами. Или как заключить союз с фракцией вервольфов против нефтяных вампиров. Явно фантастическая тема помогает участникам отнестись к задаче как к развлечению, а тренинговая составляющая оттачивает необходимые в работе навыки.

Изредка встречаются и «мистерии» - нечто среднее между театрализованным торжеством и реконструкцией обрядовых действ. Это карнавалы в честь Солнцестояний, Вальпургиевой ночи, Хеллоуина и еще доброго десятка старинных языческих праздников.

За рубежом физическую и психологическую безопасность обеспечивают организаторы игры, снабжая участников всем необходимым (от латексного мягкого вооружения до профессионального психолога-консультанта). Это касается всех коммерческих игровых объединений. Что до любительских компаний и некоммерческих клубов LARP , то обязательным условием батальных игр являются либо полная безопасность оружия (латекс или основа, обмотанная поролоном), либо документально подтвержденное умение обращаться с твердым оружием (фехтовальные и реконструкторские клубы) – не следует забывать, что платная медицина сильно стимулирует желание обойтись без травм.

Наибольшие опасения со стороны людей не играющих вызывают, конечно, мистерии – это связано и с религиозным неприятием языческих обрядов (или имитации оных), и с подозрением в сектантстве или сатанизме. Разумеется, значительная часть игроков (поскольку это, в основном, молодежь) отвечает взаимной неприязнью и провокациями, что приводит к многочисленным конфликтам, так любимым прессой.

«Баталии» и «театралки», как игры без особого психологического загруза, такой критике не подвергаются. А «интриги» по сути своей близки к «мозговым штурмам» и другим деловым играм, часто используемым психологами крупных предприятий, поэтому за рубежом этот материал достаточно знаком и не вызывает опасений (конечно, если речь не идет о сознательной «промывке мозгов» под видом игры). Таким образом, в подавляющем большинстве живые ролевые игры рассматриваются как вид приятного и познавательного активного досуга.

В нашей стране полевые и кабинетные игры начали свое существование в конце 70х- 80-х годах; прежде всего, это были игры-тренинги "Школы выживания" и историческое моделирование (не реконструкция, которая доподлинно воспроизводит ситуацию, но моделирование возможных вариантов развития исторического события).

С литературной составляющей дело обстояло хуже - то был период... ну, пусть не полного застоя в фантастике научной, но уж сказочная ничем похвастать не могла. Редкие удачные опусы, которые сейчас можно отнести к жанру фэнтези, ссылались в детские журналы, где тихо угасали, оставив в памяти череду неясных манящих волшебных образов.

Потом произошло событие знаменательное и для нашей истории, прямо скажем, ключевое: вышел первый том "Властелина Колец" Дж.Толкиена (под названием "Хранители"). Обещанного второго тома мы ждали потом десять лет...

Разумеется, то, чего не смогли сделать издатели, восполнили клубы любителей фантастики (КЛФ) - они выпустили несколько самодеятельных переводов трилогии и "Сильмариллиона", которые расходились по стране в виде фотокопий и ротаторных распечаток. Незавершенность "Хранителей" породила бешеный спрос на книги Толкиена. Переводились его письма, наброски для изучения эльфийского языка, разнообразные заметки и записки. Скоро любители литературы знали о Средиземье больше, чем было сказано во "Властелине Колец".

И тогда появилась идея создания игры-фестиваля по трилогии Толкиена. Когда замысел был представлен на фэн-коне "Аэлита", его поддержали многие энтузиасты из разных концов страны. Так и случилось, что летом 1990 года на берегах реки Маны начались первые всесоюзные Хоббитские Игрища.

А затем случился книжный "бум" конца 80-х годов, когда на прилавки внезапно хлынула волна фэнтези - жанра, до сих пор пребывавшего на жалких задворках отечественной литературы. Сначала это были переводы, потом подражания (сколько "всемирно известных американских писателей" на поверку оказывались самим что ни на есть нашими!), потом продолжения классических фэнтезийных эпопей... и наконец даже вагоны метро запестрели рекламами "долгожданного славянского романа-фэнтези" - первого "Волкодава".

Теперь для ролевых игр открылись поля непаханные, просторы неведомые. По всей стране (и в ее бывших республиках, ныне суверенных государствах) стали появляться ролевые клубы и команды, анонсировались игры по "Конану" и "Ведьмаку", миру Иеро и сказкам Перро, "Волкодаву" и перумовскому Средиземью. Ежегодно находится до сотни новых тем для полевых ролевых игр, которые так и просят воплощения в жизнь.

Оксана РОМАНОВА, Санкт-Петербург, Россия

 

назад

 

о газете | гостевая | написать нам| "Просто фантастика "на Самиздате | "Просто фантастика " в ЖЖ | Купить свежий номер | ©Юк 2006

Найти: на
Hosted by uCoz