|
Рубрика "Киномания"
Второе пришествие Дэмьена Торна
«Омен 666». Мистический триллер. Режиссер: Джон Мур. В ролях: Лив Шрайбер,
Джулия Стайлс, Миа Фэрроу, Дэвид Тьюлис, Сэмиус Дэйви-Фитцпартик. США, 2006.
У Роберта и Кэти Торн сразу после рождения умер ребенок. По совету
больничного священника Роберт тайно усыновляет младенца, родившегося и
осиротевшего в ту же ночь. Проходит четыре года, и вокруг маленького Дэмьена
начинают происходить зловещие события: погибает его молоденькая няня,
животные проявляют в отношении мальчика агрессию. Кэти начинает бояться
сына, а Роберт пытается выяснить хоть что-то о настоящих родителях Дэмьена.
Постепенно открывается невероятная и ужасающая правда: Дэмьен – Антихрист,
чье пришествие было предсказано еще в «Апокалипсисе». Теперь Роберт должен
уничтожить своего приемного сына, но на защиту Дэмьена становятся слуги
Дьявола.
Римейк культовой картины 1976 года. По какой-то непонятной причине со времен
советского видеопроката у нас не переводят название этой картины, хотя слово
«the omen» по-английски имеет вполне конкретный смысл и означает
предзнаменование и предчувствие чего-то плохого...
Фильм Ричарда Доннера «The Omen», в котором снялись такие блестящие актеры,
как Грегори Пэк (Роберт Торн), Ли Ремик (Кэти Торн), Дэвид Уорнер
(Дженнингс), в свое время произвел фурор, да и до сих пор смотрится хорошо,
как и любая нестареющая классика. Бывают фильмы, совершенные во всем:
сценарий, режиссура, операторская и актерская работа, да и саундтрек Джерри
Голдсмита вошел в золотой фонд музыки к кино и до сих пор считается самым
тревожным из когда-либо написанных. Вообще же «The Omen» — это трилогия, в
высшей степени удачная: в 1978 году Дон Тэйлор снял фильм о тринадцатилетнем
Дэмьене и его становлении как Антихриста (фильм «Омен II. Дэмьен»), а в
1981 году Грэм Бэйкер завершил биографию Дэмьена Торна, прикончив
тридцатидвухлетнего Антихриста в самом расцвете его демонических сил (фильм
«Омен III. Последняя битва»). Все три картины сочетаются на редкость
гармонично и смотрятся, как один трехсерийный фильм. В 1991 году была
совершена попытка создать еще один сиквел – «Омен IV. Пробуждение» — но эта
лента получилась неудачной и ее традиционно не включают в коллекционные
издания «Омен».
Теперь, тридцать лет спустя, режиссер Джон Мур решил обыграть упомянутое в
Апокалипсисе «число Зверя» 666, потому назначил премьеру на 6 июня 2006
года, в чем, впрочем, нет никакой новизны, ведь тридцать лет назад прокат
также начался 6 июня. Мур пообещал зрителям совершенно новый ужас, понятный
только людям 21-го века, и включил в фильм все страшные и печальные события
последнего десятилетия: многочисленные военные конфликты, теракты,
наводнение в Южной Азии и даже кончину Папы Римского Иоанна Павла II,
которого весь католический мир чтит, как святого. Все это представлено, как
предзнаменования прихода в мир Антихриста. Можно, конечно, обсуждать,
насколько нравственно использование реальных трагедий в художественных
целях, но впечатление это производит сильное.
В новом фильме больше живописных спецэффектов, но это уменьшает его
достоверность по сравнению с первоисточником, который был снят просто и
реалистично. Зато удачно подобран мальчик на роль маленького Антихриста.
Пожалуй, это единственное значительное преимущество нового фильма над
старым. У Сэмиуса Дэйви-Фитцпартика хорошенькое болезненное личико и
недетский, жуткий взгляд: его можно испугаться, даже когда на нем нет
дополнительного «демонического» грима. В предыдущем фильме Дэмьена сыграл
Харви Стивенс: очень бодрый малыш со злыми глазками, крепкий, как боровичок,
и похожий скорее на агрессивного звереныша, чем на земное воплощение Сатаны.
Впрочем, ребенка жалко в обеих версиях: он же не виноват, что таким родился.
Роль няньки-дьяволопоклонницы, приставленной к Дэмьену для его защиты и
обучения, блестяще исполнила Миа Ферроу; интересно, что она сыграла мать
Антихриста в самом первом фильме о его пришествии («Ребенок Розмари» Романа
Полански). Правда, Миа слишком нежна и привлекательна для такой зловещей
роли. Получается, что она просто любит своего воспитанника и готова защищать
его любыми методами, некоторые из которых выглядят вполне оправданными, если
учесть, что Кэти и Роберт Торн в новом фильме получились на редкость
неприятными людьми. Роберт (Лив Шрайбер) вялый, безвольный, готовый пойти на
поводу у каждого, лишь бы не принимать решение самостоятельно. Кэти (Джулия
Стайлс) – скучающая истеричная дамочка, для которой ребенок – это игрушка,
спасающая ее от ощущения пустоты жизни, но при первых же проблемах с сыном
она впадает в панику и готова обвинить Дэмьена во всех смертных грехах.
Разумеется, по сюжету Дэмьен и есть носитель всех смертных грехов, но
Кэти-то этого не знает, она не знает даже, что он ей не родной. Да и
проблемы с ребенком у нее какие-то надуманные. Ну, впал в буйство по дороге
в церковь, так нянька предупреждала, что малышу нездоровится… Однако Кэти,
похоже, видит нечто сатанинское уже в том, что Дэмьен не такой веселый, как
другие дети, что он выглядит замкнутым и отстраненным, и не принимает
участия в шумных играх. Невольно вспоминается «Семейка Адамсов» и реплика
Венсдей «Я невеселая!» — вот Дэмьен тоже невеселый, и что в этом такого уж
предосудительного? – но, видимо, с точки зрения рядового американского
сценариста и зрителя, предосудительно любое отличие от окружающих.
Невеселый, склонен к задумчивости и уединению? Должно быть, Антихрист. А уж
если еще и книжки читает, вместо того, чтобы бегать и орать… Тогда точно
надо на голове ребенка три шестерки поискать. При этом, стоит Дэмьену
расшуметься во время компьютерной игры, как мамаша опять же закатывает
истерику и выгоняет ребенка из комнаты. Понятно, что детолюбивую няньку это
все достало. Сначала она старалась оградить подопечного от скверной мамаши.
А потом воспользовалась тем, что Кэти оказалась в больнице в неподвижном
состоянии, и убила ее, причем безо всякой мистики, да еще способом, у многих
зрителей вызвавшим сомнение: пузырек воздуха, введенный в вену.
Новый «Омен» получился значительно менее страшным, чем старый. Собственно
говоря, он вообще не страшный. В фильме 1976 года мистика тоненькой струйкой
вливалась в сюжет, постепенно разрушая привычную жизнь героев и их
материалистические представления о мире, и уже в этом был ужас – пугающее и
завораживающее непознанное. Но в фильме 2006 года с первых кадров известно,
что пришел Антихрист, и ясно, что с ребенком Торнов что-то не так. Вместе с
тайной из сюжета ушел и ужас. Чтобы компенсировать этот недостаток, в новой
версии то и дело кто-нибудь выскакивает из-за угла или из-за спины героя
почти что с криком «Бу!» — или с рычанием, или с лаем… Зритель вздрагивает
от неожиданности. Но не пугается. Неудачно изменили и большинство
кульминационных сцен. Чего только стоит смерть репортера Габера Дженнингса,
которому в прошлом фильме отрезали голову куском стекла! В новой версии ему
так же отрубают голову – краем вывески. Но каждый, кто знаком с основами
анатомии, поймет, что таким способом голову можно размозжить, но никак не
отделить от тела. И подобных ляпов в фильме огромное количество:
англоязычные зрители даже завели форум-копилку, куда любовненько их
складывают.
Бесспорным достоинством нового «Омен» является его старый сюжет: историю о
пришествии Антихриста в почтенное американское семейство интересно узнать,
особенно если зрители не смотрели «Омен» 1976 года и не знают, как будут
развиваться события. Но даже тут авторы сумели напортачить: во-первых, сразу
обрушив на зрителя информацию об Антихристе и лишив историю тайны, а
во-вторых – почему нельзя было использовать сценарий старого фильма? Зачем
переписывать его, создавая эти вялые диалоги, множество сюжетных лакун и
провисающих линий… Которые в прошлом фильме не провисали и находили
объяснение. Остается надеяться, что Джон Мур не станет переснимать вторую и
третью части «Омен». И сожалеть о тех, кто, посмотрев «Омен» 2006 года и
закономерно разочаровавшись, никогда не ознакомится с первоисточником.
Елена ПРОКОФЬЕВА, Москва, Россия
За фотографии и работу с ними спасибо Елене Прокофьевой и Мировому Злу |