№8 (август) 2006

Рубрика «Критика»

Милые кости

Элис Сиболд. Милые кости. М: Эксмо, 2006.

Сюзи Сэлмон было всего четырнадцать лет, когда ее изнасиловал, убил и расчленил сосед, серийный маньяк. Все, что от нее осталось родным – отрубленная по локоть рука и вязаная шапочка, найденные на месте убийства, на кукурузном поле. Остальные части тела Сюзи были надолго погребены на свалке… Но, конечно, оставались еще воспоминания. И бессмертная душа девочки.

Свою историю Сюзи рассказывает, уже пребывая на небесах. Там все устроено очень правильно, хотя и не совсем так, как обычно представляют себе люди. Однако умершим гораздо интереснее следить за теми, кто остался в мире живых, и по мере возможности принимать участие в их делах. Сюзи наблюдает, как справляются с горем ее отец и мать, сестра и брат, бабушка. Как складывается судьба у мальчика, в которого она была влюблена. Как движется расследование, и как оно постепенно заходит в тупик: ее убийца – опытный, хитрый и практически неуловимый преступник, Сюзи не первая и не последняя его жертва. Сюзи приходится видеть, как рушится ее некогда счастливая семья. И она ничего не может поделать, даже дать знак о себе. Впрочем, чуткие люди иногда ощущают ее присутствие. Например, ее одноклассница Рут, художница и поэтесса, которой душа Сюзи коснулась, отлетая. И Рут теперь знает, что души бессмертны, она их чувствует. Но даже с ней Сюзи не может поговорить. В своем бессмертии Сюзи не одна, у нее даже есть друзья из числа умерших. Но и на небесах она остается одинокой: ведь все, что она любила и желала, осталось на земле. Однако приходит момент, когда у нее появляется возможность реально вмешаться в происходящее среди живых…

Захватывающая и очень необычная история, в которой исследуются такие серьезные материи, как любовь и прощение, горе и справедливость, тайна жизни и смерти. Элис Сиболд – настоящий мастер стиля: благодаря простоте повествования и обилию узнаваемых житейских деталей даже самые необычные повороты сюжета обретают восхитительную достоверность. Она сумела изобразить бессмертие души, как некое малоизученное явление, закономерное продолжение материального существования, и потому ее книга не вызовет отторжения у атеистов: в такой загробный мир могут поверить даже они.

«Каждый раз, когда мое имя произносили посторонние, меня словно кололи булавкой. Совсем другое дело – если его повторял мой отец или выводила в своем дневнике Рут. Но чужие, произнося мое имя, воскрешали и хоронили меня на одном дыхании. Будто на занятии по экономике вычеркивали товар из одного списка и заносили в другой, под рубрикой «Убитые». Как живую девочку, меня помнили только некоторые учителя, например, мистер Ботт. Иногда во время обеденного перерыва он садился в старенький красный Фиат и думал о своей дочери, которая умерла от лейкемии. Из окна его машины виднелось кукурузное поле. Он нередко молился и за меня».

Элис Сиболд безжалостно препарирует внутренний мир своих героев и, не щадя читателя, показывает моральные и физические страдания. Ее книгу следовало бы рекомендовать для обязательного прочтения всем сторонникам мягких мер в отношении преступников, всем, кто ратует за их социальную реабилитацию. «Милые кости» воздействуют на читателя сильнее, чем уже ставшие привычными криминальные сводки, ведь Элис Сиболд со всей силой своего таланта показывает ситуацию изнутри. Как гибель одного члена семьи калечит судьбы всех его близких. Как разительно отличается от нормального мировосприятие и мышление серийного убийцы.

«— Меня звали Флора Эрнандес, — сказала она. – А как тебя звали?

Я назвала свое имя, а потом расплакалась от нашей общей беды – это оказалась еще одна девочка, которую он убил.

— Скоро и остальные подтянутся, — сказала она.

Флора опять закружилась, а на поле появились другие девочки и женщины, которые разбрелись в разные стороны. Наша душевная боль переливалась от одной к другой, как вода из стакана в стакан. Рассказывая свою историю, я всякий раз избавлялась от малой частицы, от крошечной капельки собственных мучений. В тот самый день у меня созрело решение поведать о нашей семье. Потому что для тех, кто остался на Земле, ужас – это бытие и повседневность. Как растение, как солнце: его не втиснуть ни в какие рамки».

Книга имела феерический успех во всем мире, а права на экранизацию книгу купил знаменитый режиссер Питер Джексон. После «Властелина Колец» и «Кинг-Конга» многие удивились такому выбору, но стоит вспомнить его первые фильмы: «Страшилы» — как раз про жизнь после смерти, а «Небесные создания» исследовали внутренний мир убийц. Сейчас Джексон активно работает над сценарием и продумывает спецэффекты. Начало съемок запланировано на август. Кастинг пока не объявлен.

Елена ПРОКОФЬЕВА, Москва, Россия

 

о газете | гостевая | написать нам| "Просто фантастика "на Самиздате | "Просто фантастика " в ЖЖ | Купить свежий номер | ©Юк 2006

Найти: на
Hosted by uCoz