Рубрика «Фантасты без галстуков»
Аэлита-2006:
Междусобойчик на границе Европы и Азии
ХХII-й Европейско-Азиатский конвент фантастики "Аэлита" (г. Екатеринбург, 26-29 июля 2006 года).
Может показаться, что старейший европейско-азиатский конвент переживает не лучшие свои времена. Это если смотреть на масштаб нынешней Аэлиты, на программу фестиваля и количество гостей... Но кто сказал, что это главное?
А вот если посмотреть изнутри...
Лирическое отступление
Прежде всего, конечно, Аэлита – это вам не Роскон или Звездный Мост. Екатеринбург – далеко не ближний свет. Да и конец июля предполагает отдых в разнообразных Крымах, а не поездки на границу Европы с Азией. Плюс нынче наших СНГшных фанов и писателей не удивишь уже особо тем же Фостером, который был в этом году почетным гостем. Но это все лирика.
Те, кто проделал сложный путь в Екатеринбург этим летом, не пожалели потраченного времени и сил. Гостей было мало, но за счет этого общение в кулуарах получилось более насыщенным.
Для Екатеринбурга приезд Александра Громова и Алана Дина Фостера, кажется, стал событием из ряда вон выходящим. По крайней мере – «так об этом писали газеты...» (с). Телевидение и пресса в некоторой степени преследовали участников, а уж звезды фантастики – те вообще были нарасхват. Газетные полосы пестрели заголовками наподобие: «Американский фантаст устроил драку в центре города!» (Имелся в виду ролевой турнир возле магазина «100000 книг»).
История
А начиналось все в году далеком, 1980-м...
Изначально никто не собирался проводить фестиваль фантастики. Писатель Владислав Крапивин, публицист Станислав Мешавкин (тогда - главный редактор журнала «Уральский следопыт»), писатель Юрий Яровой и сотрудник отдела прозы и поэзии Виталий Бугров решили учредить приз для русскоязычных писателей-фантастов. А уже фестиваль вокруг церемонии награждения образовался почти стихийно. И стал первым на территории Советского Союза настоящим фестивалем фантастики.
Первыми лауреатами премии «Аэлита» в 1981 году стали Аркадий и Борис Стругацкие, а также Александр Казанцев. Конечно же, фигура Аркадия Натановича, приехавшего в тогда еще Свердловск от имени авторского дуэта получать приз (изящную статуэтку из камня и металла), привлекла внимание многочисленной публики, как местной, так и иногородней. Люди пришли и приехали на Стругацкого, а получилось - дали рождение фестивалю.
Потом были проблемы с «властями», которые пытались запретить фестиваль, узрев в нем что-то вроде «наезда» на Систему. Но Аэлита выжила, благополучно пройдя страшный рубеж – распад Союза. К середине 90-х годов начались проблемы с финансированием, и в 95-96 году фестиваль не проводился.
Но 1997 год дал ответ: фестивалю быть! Финансовым гарантом на период до начала двадцать первого века стала екатеринбургская Ассоциация книжной торговли «Книжный клуб», а организационную часть на себя принял только что образованный Региональный общественный фонд (РОФ) «Фестиваль «Аэлита». Во главе оргкомитета встал Игорь Георгиевич Халымбаджа, авторитетный российский библиограф (в области фантастики, в основном), библиофил, публицист, да и просто замечательный человек.
Возрождённая «Аэлита» сразу учредила новую премию: «Мемориальный приз имени Виталия Ивановича Бугрова» - за выдающуюся редакторскую, библиографическую, литературоведческую и составительскую работу в области фантастики.
Первым лауреатом премии стал редакторский коллектив под руководством Вл. Гакова, создавший первую «Энциклопедию фантастики» на русском языке.
Но буквально накануне, за три дня до начала «Аэлиты-99», не стало И. Г. Халымбаджи. Сначала, буквально через несколько дней после завершения фестиваля 94-го года, - Бугров, потом - Халымбаджа. Казалось, что цель поставлена - лишить фестиваль души и сердца.
Но конвент выстоял. И продолжал жить. Пусть уже не такой многолюдный, как в начале (150-200 участников против 1000 и более гостей фестиваля в начале девяностых), но по-прежнему самый солидный как по вручаемым призам, так и по возрасту.
«Аэлита-2002» стала во многом переломной. Во-первых, организаторы фестиваля (во главе с Евгением Пермяковым и Борисом Долинго), вопреки устоявшейся традиции, не удовлетворились тем положением, в котором «застыл» конвент - и начали искать новые формы, дополнительное наполнение программы. Во-вторых, Борис и Евгений первыми за долгие годы озаботились поисками реальных выходов на заинтересованных спонсоров, готовых вложить в фестиваль деньги.
Ну, и появился пятый (и последний на сегодняшний день) приз фестиваля: «Орден рыцарей фантастики имени Игоря Георгиевича Халымбаджи», вручаемый за вклад в развитие отечественного фэндома. Новый Оргкомитет старается сохранить то положение, при котором с участников и гостей фестиваля по-прежнему не берётся никаких взносов. В то же время "Аэлиту" пытаются сделать настоящим событием, в праздник не только для фэнов и писателей, но и для значительной части горожан.
Партизаны не сдаются
Кроме почетного гостей в виде Громова и Фостера, много внимания привлекает семинар молодых авторов. Когда-то именно он давал путевки в большую литературу, и сейчас организаторы весьма небезуспешно пытаются возродить эту традицию.
Кстати, на Аэлите и программа фестиваля достаточно нестандартная. Первый день – день заезда – не предполагал вообще никаких официальных мероприятий. В программе так и было указано: «Заезд и неформальное общение участников фестиваля». Открытие происходило на следующий день, причем в виде пресс-конференции с Фостером, Громовым и организаторами. Мероприятие скорее интересное для масс-медиа и местных фэнов, чем для иногородних участников. Так же как и турнир ролевиков (Историко-патриотическое шоу с участием ролевиков и Театра исторического оружия) и автограф-сессия в супермаркете «100000 книг».
Зато доклады Игоря Горностаева «Сетевые конкурсы: зачем они нам» и Дмитрия Лазарева «Беллетристика – наука или искусство?», а также семинар «Вопросы выхода сборника СМА и создания серии фантастики при фестивале «Аэлита» (Борис Долинго) собрали уже непосредственно участников, которые до того времени все больше осматривали разнообразные достопримечательности.
Показ же первой кино-серии легендарного сериала «Стар Трек» все-таки собрал полный зал екатеринбургского кинотеатра «Салют», при том что билеты на него были только у зарегистрированных участников. К этому фильму, вышедшему в 1978 году, сценарий написал Фостер. А в начале двухтысячных годов авторы кинофильма сделали некоторый ремастеринг, добавив в фильм все те эффекты и моменты, которые не были включены в вариант 78 года по причине слишком быстрой сдачи фильма в прокат (тогда его выпускали к Рождественским праздникам). Сам показ оказался уникальным – эту версию еще никогда не показывали на территории СНГ. Кстати, фильм показывали на английском языке.
В пятницу проходили встреча с гостями фестиваля в формате «ток-шоу», семинар молодых авторов и подведение итогов «Конкурса Коротких Рассказов-2006». В пятницу же проводилось и закрытие с вручением премий.
Субботние возложение цветов к могилам выдающихся деятелей Уральской фантастики и Экскурсия к обелискам «Европа-Азия» (мероприятия «Пикник на обочине» и «Война миров») уже были исключительно для зарегистрированных участников. «Война миров» оказалась банальным (но при этом очень веселым) расстреливанием воздушных шариков. На пикнике же вручалась фэндомовская премия – легендарный «Аэлитр». Так сказать, за «подвиги в неформальном общении». Само название премии говорит само за себя: аэЛИТР. Но это уже совсем другая история...
В итоге – конвент получился очень маленьким и домашним, не набравшим даже сотни участников. Но это не главное. Главное – это та домашняя теплота, которую, я думаю, ощутили все, кто приехал на «Аэлиту» в этом году. Надеюсь, что организаторы все-таки преодолеют все трудности, которые, конечно же, до сих пор есть у этого конвента. Ведь дело возрождения уральской фантастики – несомненно дело благое. Нам остается только держать за них кулаки.
А о другой стороне личности Алана Дин Фостера мы расскажем в следующем номере.
ГЛАЗ НАРОДА
Текст – Анна ГОЛУБЬ.
Фото – Альберт САЙФУЛЛИН .
назад |