№7(июль) 2006
Рубрика «Жизнь замечательных людей»
Гарри Гаррисон: «Не пишите о том, о чём уже написано!»*
Окончание. Начало здесь
О творчестве
- Видели ли Вы книги на эсперанто и писали ли сами (либо переводили) на эсперанто книги?
- Нет, я писал по-английски. Но мои книги по электронной почте переводили семь эсперантистов. Один короткий рассказ я таки написал на эсперанто.
- Как Вы относитесь к соавторам и, в частности, к Анту Скаландису в продолжениях «Мира смерти»?
- «Мир смерти» был очень популярен в СССР. Один из моих агентов сказал, что я должен работать именно с этим соавтором, я обрисовал ему по e - mail основные моменты, но самой книги никогда не видел. Надеюсь, вам понравилось.
Я написал три или четыре книги в соавторстве и считаю, что это хорошо. Соавторство добавляет в книгу что-то новое. Но часто писать в соавторстве нельзя, надо делать перерывы.
- Если Вам потребовалось бы выбрать одну свою книгу, какую Вы выбрали бы?
- Очень хороший вопрос. Спросите у отца пяти детей, какой ребёнок у него любимый?
- Какие книги Вы читали в детстве, и какие книги в детстве читал Ваш сын?
- Когда я был ребёнком, имелось не так уж много фантастических книг, и я любил журналы. Они были очень красивыми и очень нравились мне. Ещё я любил читать Герберта Уэлса. А когда мой сын начал читать, мы жили в Дании. Мой сын читал много книг, наверное, книгу в день или даже в час. Потом же я нашёл старые журналы, так что получается, что мой сын читал то же, что и я. Помнится, в одном журнале он нашёл рекламу «Кока-колы» за 5 центов и воскликнул: «Вот здорово!»
- Знаете ли Вы об исследовании Ваших произведений литературоведами, и какие из этих исследований Вы считаете лучшими?
- Сложно сказать. Я не читаю книг на других языках, поэтому не могу судить об их философии. Но если они есть, значит, это ещё одна книга.
-Как Вы с позиций сегодняшнего опыта оцениваете своё творчество? И использовали ли Вы во время письма какие-либо стимуляторы типа выпивки?
- Нельзя одновременно пить и писать. Бывает, что ты пишешь весь день, а вечером пьёшь. В начале я писал очень много, в год выходила книга и рассказы. Некоторые книги шли быстро, другие медленно. Роман «Подвиньтесь, подвиньтесь!» я писал восемь лет, поскольку там было много социологических исследований и научных исследований нефти.
- Как Вы пишете книги? Тратите ли Вы на это несколько часов ежедневно, или это спонтанный процесс?
- На самом деле, написание книги – это такая же работа, как и любая другая. Один умный человек сказал, что написание книги – это 1% вдохновения и 99% тяжёлой работы.
Я встаю, завтракаю и к 10-00 иду на работу. Работаю с 10 до 16 часов. В плохие дни пишу 1-2 страницы, в хорошие – до 6 страниц. Месяц пишу черновики, потом 3-4 месяца отдыхаю и заканчиваю книгу.
- Какой общий тираж Ваших книг?
- Не знаю. Мои книги переводили на 33 языка, из которых 31 я не могу прочесть. Наверное, 3-5 млн. Но СССР, который украл все мои книги, издал больше. Только на одной старой книге, которую я сегодня подписал, был указан тираж в 600 000.
- Экранизируются ли сейчас Ваши книги, например, в США?
- Существует несколько вариантов экранизации. «Стальную Крысу» экранизируют уже лет 25, каждый год идут разговоры об этом. В Голливуде сейчас пишут сценарий к «Миру смерти», продюсер – тот же, кто делал «Шрека». Есть также сценарий «Фантастической саги».
- Почему Ваши книги так плохо экранизируются в Голливуде? Может быть, они слишком умны для Голливуда?
- Хотелось бы, чтобы это было так, но вряд ли. Не забывайте, что я несколько лет рисовал комиксы. Вообще, я визуал, когда я пишу книги, то вижу их. Поэтому сценаристу будет достаточно просто увидеть, как это происходит на экране. Например, в той же саге о машине времени достаточно легко увидать, как викинги бегают и прыгают на экране.
- К какому направлению в фантастике Вы себя относите?
- Когда я был очень молод, я увлекался классической фантастикой типа Р.Хайнлайна и хотел писать так же, как он. Потом я понял, что направление, к которому я хочу принадлежать, – это хорошая фантастика. В сегодняшней фантастике слишком много дерьма. Сейчас я даже даю уроки, как писать лучше. В первую очередь надо много читать фантастики, чтобы не повторяться. Каждую неделю в каком-нибудь журнале печатают рассказ про Адама и Еву – зачем повторять это снова?
Надо читать хороших фантастов – Г.Грина, Э.Бёрджесса, и учиться у них обращаться с языком.
- Что Вас вдохновило на написание «Стальной крысы на манеже»?
- Там было несколько моментов. Во-первых, это было очень интересно, весело писать. Кроме того, у меня есть друзья-волшебники, и мне было приятно написать о них.
На самом деле я не собирался писать много книг о Стальной Крысе. Я написал одну, а потом посмотрел на политическую обстановку и решил написать «Стальную Крысу в президенты!».
- Кто-то сказал, что графоманы и писатели отличаются тем, что первые не задумываются, для чего они пишут. Они любят процесс. А для чего пишете Вы?
- Для меня написание книг – это общение. У меня появляются идеи, и я несу их к читателю. Я пишу исключительно для читателя.
Я стараюсь писать просто. Если я пишу о научной идее, я стараюсь объяснить её. Никто никогда не терял денег, недооценивая интеллект читателя в Америке. Как показывают опросы, в Америке словарный запас читателя НФ выше, чем у других людей.
О литературе
- Украинские издатели жалуются, что читателей стало меньше, потому что у книги появилось три врага: телевизор, компьютер и холодильник. Что Вы думаете об этом?
- Я считаю, что холодильник помогает читать. А если серьёзно, то плохие диски вытесняют хорошие, плохие фильмы вытесняют хорошие, и для книг это тоже справедливо, в том числе для фантастики. Последние книги, которые я читал, очень плохие. Глупые люди смотрят глупые фильмы и читают глупые книги, которые издают глупые издатели, и таких 99 процентов. Правда, всё вышесказанное не про вас.
- Есть ли место для оптимизма, раз плохое вытесняет хорошее?
- Остаётся ещё один процент.
- Каково Ваше мнение о Гарри Поттере?
- Очень низкое. Очень популярный автор пишет о мечте мальчиков-школьников и о фантастике. Но на самом деле я очень рад за Роулинг. Наверное, она зарабатывает много денег.
- Какой по-Вашему должна быть литература для детей и юношества?
- Из своих книг я порекомендовал бы «Человек из СВИНа». По крайней мере, там хорошее окончание.
Когда я писал третью часть «Мира смерти», Кэмпбелл спросил меня: «А ты никогда не думал об использовании свиней на войне? Они умные, и у них сильные ноги». Я ответил: «Вообще свиньи – это вкусно, их надо есть, а не использовать на войне». Но потом долго думал об этом и в конце концов написал эту книгу.
Моя дочь – ветеринар, и она говорит, что выбрала свою профессию именно под влиянием этой книги.
назад |